Декабрь 2015

postheadericon Неделя английского языка с 10.12.15 года по 21.122015 года «Merry Christmas»

 

????????????????

№ п/п

Мероприятия Сроки проведения Ответственный
1.

 

Занимательная олимпиада по английскому языку

2 классы

3 классы

4 классы

10.12.2015 Багаева М.Ф.
2. Конкурс новогодних открыток (рождественских)

 

Классный этап 07.12.2015-11.12.2015

Школьный этап

14.12.2015-17.12.2015

Учителя английского языка,

Закарян Н.А.

3. Праздник  «Fairy tales» («В гостях у сказки») 18.12.2015 Учителя английского языка,

Дружинина И.Л.

Кадирова А.З.

4. Конкурс чтецов на английском языке «Chants»

Рождественские встречи с Санта Клаусом «Merry Christmas!»

21.12.2015 Учителя английского языка,

Корякина А.А.

Кузнецова Н.А.

colorImage

postheadericon Программа работы с детской одаренностью «Ключи к успеху» как инновационная составляющая ФГОС НОО

Статья опубликована на сайте ГАОУ ДПО СО «ИРО»  в рамках заочной областной интернет-конференции «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (с 1 ноября по 30 ноября 2013 года)

 Ф.Р.Тагиров,

МАОУ-НОШ№5, г. Среднеуральск

                                                         

Программа работы с детской одаренностью «Ключи к успеху»

как инновационная составляющая ФГОС НОО

 

 

                                 Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться                                                                                                              как уникальная, неповторимая личность.                                                                                                                                                                 И.С.Якиманская

В рамках внедрения ФГОС  НОО   в нашей школе создается эффективная система работы с  детской одаренностью, которая работает на достижение стратегической цели развития школы.

Основная идея данной системы состоит в поступенчатом выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся в урочной и  внеурочной деятельности.

Воспитывающая деятельность школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние школьной предметно-  эстетической среды.

Это приводит к необходимости создания таких психолого- педагогических условий, чтобы каждый ребенок через всевозможные  виды школьной деятельности нашел свое призвание и смысл жизни, смог в полной мере реализовать себя в творческом исследовательском труде.

В нашей школе организация внеурочной деятельности  —  это

— изучение интересов и потребностей детей, ожиданий (запроса) их родителей как важного условия обеспечения индивидуальной направленности внеурочной деятельности;

— проектирование индивидуальных маршрутов участия детей во внеурочной деятельности как продуктивного способа развития индивидуальности и субъектности школьников.

 Главную роль  в становлении личности человека играют процессы саморазвития. Полностью разделяя эту точку зрения,  мы полагаем, что основное предназначение внешних воздействий на личность и процесс его развития заключается в том, чтобы вывести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.

Если  раньше в воспитательной работе акцент делался на сплочение общешкольного коллектива, то сейчас  ставится следующая задача —  использовать возможности  творческой деятельности для развития индивидуальности ребёнка.

Главный целевой ориентир школы: содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности детей, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Для большинства детей успех – сильный стимул к дальнейшему совершенствованию. Выход за рамки привычного, стандартного всегда сопутствует творчеству.

В школе работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность осуществляется в рамках Программы  работы с детской одаренностью  в начальной школе  «Ключи к успеху».

         Среди тысячи бытовых предметов, верой и правдой служащих человеку, ключ занимает особое  положение.

Главная роль ключа заключается в его исключительно важном назначении — открывать доступ куда-либо или к чему-либо. Ключ  в нашем понимании выступает в качестве метафоры достижения  результата: «ключ к победе», «ключ от сердца», «ключ к решению проблемы», «ключ к успеху». Мы назвали  и нашу программу работы с детской одаренностью  «Ключи к успеху», имея в виду успех и каждого ученика, и каждого учителя.

 Цель программы «Ключи к успеху: создание условий  для обеспечения  развития способностей учащихся в избранных ими областях  с учетом  индивидуальных и психологических особенностей детей.

Задачи программы «Ключи к успеху»:

  • разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе предшкольного и начального общего образования;
  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;
  • стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
  • совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;
  • совместно с родителями поддерживать одаренного ребенка в реализации его интересов в школе и семье.

Внеурочная деятельность  в нашей школе организуется по направлениям развития личности  в созданных центрах различной формы: мастерская, студия, лаборатория, гостиная, павильон – музей, уголок, центр самостоятельного обучения и др.

Задачи центров:

-развитие и удовлетворение избирательных индивидуальных интересов учащихся;

— развитие их  интеллектуальных и творческих способностей;

-развитие способностей к самостоятельному познанию и обучению: формирование исследовательских навыков и умений, навыков планирования и саморегуляции.

Общекультурное направление  реализуется на базе студии декоративно-прикладного творчества «Вдохновение» (рук. Петрова К.Г.), где ведущие формы деятельности:

— организация выставок рисунков, поделок и творческих работ, в том числе персональных;

— рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;

— кружки художественного творчества;

— фестивали искусств и др.

В студии имеются выставочные шкафы, стенды для оформления выставок, мольберты, палитра, зоны творчества.

              Общеинтеллектуальное направление реализуется на базе исследовательской лаборатории «Проектик» (рук. Гребнева М.А.),  центра технического конструирования «Эврика» (рук. Тосова Л.Г.), ЛЕГО-класса «Логика» (рук. Шангареева Т.А.), где проводятся

— предметные недели, библиотечные уроки;

— конкурсы, соревнования, олимпиады, интеллектуальные игры;

— элективный курс «Логика», ЛЕГО-занятия;

— защита детских исследовательских и творческих проектов.

         Совместная работа ребенка-учителя-родителей в данных  центрах позволяет выстроить особые отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Главное для руководителя — увлечь детей, а также их родителей исследовательской деятельностью, вселить уверенность в своих силах.

         Социальное направление проводится на базе выставочного павильона – музея  «Шаг в историю» (рук. Валиева Д.М.) , познавательного  уголка «Дачный каприз» (рук. Рон Н.В.), используются следующие формы деятельности:

— встречи с ветеранами ВОВ и труда,  уроки мужества;

— выставки рисунков, макетов,  поделок;

— тематические классные часы;

— фестивали патриотической песни;

— тренинги, ролевые игры, акции, социальные проекты.

Работа направлена  на формирование у детей позитивного отношение к культурному наследию Урала в форме определенных традиций и обычаев, развивать интереса к фольклорному наследию народов Урала, создание  условия для формирования навыков доброжелательного отношения к окружающим людям.

Духовно-нравственное направление реализуется на базе  театральной гостиной «Души прекрасные порывы…» (рук. Алимова Л.Ф.), литературно-музыкальной  гостиной «У камина» (рук. Карманова Р.А.), духовно-нравственной лаборатории (рук. Сюзева Е.С).

Ведущие формы деятельности:

— беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;

— праздники школы и общественности;

— приглашение артистов театра;

— тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия;

— дни театра, музея, поэзии;

— конкурсы, выставки детского творчества эстетического цикла;

— концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Оформление данных центров: сцена, камин, кресла, свечи,   — способствуют  созданию творчески активной среды, дружеской  атмосферы, пробуждающей  интерес к различным видам деятельности, формированию эмоционально-образного мышления.

Спортивно- оздоровительное  реализуется   на базе спортивных залов: большого и малого, школьного стадиона (рук. Белякова Н.В.).

Ведущие формы деятельности:

— турниры, соревнования, Дни здоровья.

— утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, оздоровительные перемены и прогулки на свежем воздухе;

— традиционные соревнования: «Кросс Нации», «Лыжня России», «Футбольная страна»;

— интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины;

— походы выходного дня, туристические походы.

В нашей школе определены основные задачи организации внеурочной деятельности детей в рамках ФГОС НОО:

— выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

— оказание помощи в поисках “себя”;

— создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

— формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

— развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

— создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

— развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

— расширение рамок общения с социумом.

Педагоги  во внеурочной деятельности используют следующие педагогические  технологии: проектная деятельность, дифференциация по интересам, информационные и коммуникационные технологии, игровые технологии, обучение на основе «учебных ситуаций», социально – воспитательные технологии, технологию саморазвития личности учащихся.

В школе создан банк детской одаренности «Семь пядей» (имеется эмблема банка), где отслеживаются индивидуальные образовательные маршруты учащихся и их достижения во внеурочной деятельности в рамках программы «Ключи к успеху».

Литература

  1. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
  2. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.
  3. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. — 1996.- №3.- с.34.

 

 

postheadericon Психологическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории младших школьников

Е.С.Сюзева,

МАОУ-НОШ№5, г. Среднеуральск

Психологическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории младших школьников

В рамках ФГОС НОО должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки детской одаренности, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Одно из главных направлений работы нашей школы – создание условий для оптимального развития детской одаренности, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Именно в начальной школе  учащиеся приобретают определенное направление развития способностей: либо по пути выявления, поддержки и развития детской одаренности у него.

Работу с детской одаренностью   реализуется через разработанную мною программу «Тропинка к своему Я».

Цель  программы: содействие в выявлении, поддержке и индивидуальном развитии детей, их самореализации, самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи программы:

 — совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев детской одаренности, выявление школьников, требующих особого маршрута сопровождения;

 — содействие формированию позитивной Я — концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);

 — развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

 — содействие социализации,  формированию  коммуникативных  навыков;

 — содействие в повышении   квалификации педагогов,    работающих   с  детской одаренностью.

Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе.

В рамках программы «Тропинка к своему Я» разрабатывается  совместно с классным руководителем, учителями, родителями индивидуальная образовательная траектория младшего школьника, которая  предполагает наличие индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), а также разработанный способ его реализации.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса.

Содержание ИОМ определяется комплексом факторов:

— особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

— профессионализмом педагога;

возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся;

возможностями материально-технической базы учреждения.

Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:

— осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации младшего школьника;

— осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося;

— организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту в начальной школе основана на следующих принципах:

— индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;

— программы дополнительного образования, факультативов по предметам, научное общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;

— качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.

ИОМ  разрабатывается с учетом следующих этапов.

I этап – диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

По результатам работы составляется план    психологического сопровождения  индивидуального развития ребёнка

 Содержание плана

  1. Паспорт Плана.
  2. Пояснительная записка.
  3. Диагностика личности учащегося
  4. Характеристика учащегося с учетом их психологических особенностей
  5. Характеристика учащегося по уровню сформированности умений, навыков и способам познавательной деятельности.
  6. Диагностики изучения мотивационной сферы ребенка.
  7. Диагностика изучения преобладающих мотивов получения образования у ребенка.
  8. Диагностические исследования личности учащегося.
  9. Характеристика познавательных процессов.
    10.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.
    11. Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.
  10. Основные направления работы с родителями.

II этап – коррекционно-развивающий

Цель данного этапа – разработка и  реализация индивидуального образовательного  маршрута.

В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение учащегося.

Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели.

Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности. Развивает способности только та деятельность, в процессе которой  возникают положительные эмоции, а не бесконечные репетиторы, многократное повторение. Задача школы – предоставить ребенку широкий спектр образовательных услуг, которые могут в полной мере реализовать формулу «хочу — могу-есть-требуют».

Одной из важных педагогических проблем является то, что работа с детской одаренностью требует особого подхода, внимания, такта, строго индивидуальной методики и технологии, инструментов иссле­дования и воздействия, формального и неформального общения.

Но есть и другая одаренность, гораздо более трудная и для учителей, и для родителей. Это одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар. У творчески одаренного ребенка, как правило, менее уживчивый характер, из-за чего у него нередки трудности в общении.

Яркими примерами  положительных результатов работы по данной программе являются успехи учеников. Рассмотрим несколько примеров.

По результатам диагностики у ученика Д. доминируют интересы в сфере математики и техники, его отличает  способность быстрого овладения математическими знаниями, умениями и навыками, логичность, самостоятельность мышления.

При разработке ИОМ данного ученика было учтено, что он проявляет находчивость и сообразительность при изучении математики, у него  высокая степень развития способности к обобщению, анализу и синтезу математического материала, при  этом пониженная утомляемость при занятиях математикой.

Учителю математики было рекомендовано разработать задания, направленные   на дальнейшее развитие способностей данного ученика.

 На уроках учитель предлагал разноуровневые задания повышенной сложности: нестандартные задачи, в которых известно только условие, задачи – проблемы, где известна только цель, необходимые условия пути и средства решения ученик должен определить самостоятельно.

 Результатами разработанной индивидуальной траектории стали повышение познавательного интереса ученика к математике,  участие его и призовые места в олимпиадах и  математических конкурсах. Это способствовало повышению его самооценки, что,  в свою очередь,  повлияло на успешность в других предметных областях.

Педагогу важно обозначить как «приоритетные» направления: ребенок сам выбирает для себя траекторию своего обучения, интересные для себя предметы, в определенных пределах он определяет для себя даже содержание и того или иного предмета. Иначе говоря, ребенок по существу становится соавтором педагога в основных и даже частных вопросах своего обучения. Мысль не слишком новая, но, к сожалению, в обучении одаренных детей во многих случаях до сих пор оставшаяся, вскоре декларативной.

Ученица В. уже в 1-ом классе  проявляла способности к исследовательской деятельности,  отличалась интересом к чтению, математике,  сочинительству, её ответы всегда были логичны и последовательны.

С помощью диагностических процедур, бесед, наблюдений  были изучены индивидуальные особенности данной девочки.  По результатам диагностики  у ученицы  доминируют интересы в творческой  сфере, её отличает  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, творческое видение с позиций художника, умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

С учетом рекомендации психолога   учитель изо и технологии, классный руководитель  разработали ИОМ, направленный на  пробуждение  в ребёнке потребности  в саморазвитии через изобразительное искусство. Впоследствии учениц участвовала в школьных и городских выставках, стала посещать Детскую школу искусств.

Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость, удовольствие. Есть радость – задатки развиваются,  нет радости обучения  — способностей не будет. От длительного безрадостных по принуждению занятий будет что угодно – пятерки, похвала, грамоты, знания, не будет главного – способностей. Отметки никак способности не характеризуют.

На любом уровне работа ведется,  исключительно основываясь на интересе и желании обучающегося развиваться в интересном для него направлении, т.е. основным связующим звеном между уровнями является мотивация учащихся.

Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.

Все рассмотренные выше характеристики школьников, подготовленных к успешной реализации высоких возможностей через ИОМ, ведут, в конечном итоге, к так называемому «сценарию победителя», т.е. к успешному «плану жизни». Следует отметить, что создание такого сценария является одновременно и условием социальной адаптации одаренного человека, рассматриваемой не как прямое приспособление к социуму, а как возможность найти в нем свое, часто особое место.

Литература

 Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

  1. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.
  2. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
  3. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
  4. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.

postheadericon Работа творческой студии как одна из форм организации внеурочной деятельности младших школьников

         А.Н.Павлова,

МАОУ-НОШ№5, г. Среднеуральск

 

Работа творческой студии как одна из форм организации

внеурочной  деятельности младших школьников

 

Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность.

Одной из форм организации внеурочной деятельности обучающихся является работа творческой студии.

Цель внеурочной работы в школе– развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

— выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в  разных видах деятельности;

— создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в                   избранной   сфере внеурочной деятельности;

— формирование системы знаний,  умений, навыков у обучающихся  в  избранном    направлении  деятельности;

— развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

 

Для понимания студии как формы детского образовательного объединения полезно вспомнить перевод этого термина. С латинского «студия» — «усердно работаю, изучаю», а в переводе с итальянского «студия» — «изучение, комната для занятий». Отталкиваясь от итальянского перевода, студия — место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких — либо действий, знаний, умений.

Первый смысл слова «студия» таков: в нем доминирует процесс самостоятельной, усердной, старательной деятельности, учения, самодеятельности и др. Это означает, что объединение детей, называемое студией, организует свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности, персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.

Студия — творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений; это своего рода мастерская для подготовки детей, «специализирующихся» в различных областях искусства: дизайнеров, художников, скульпторов.

В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. При разных вариантах «авторства» программа обучения в студии составлена с учетом того, что детям преподаются несколько необходимых для творческой деятельности дисциплин. Содержание деятельности студии связано с определенным видом искусства или художественного творчества. В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

Среди педагогических задач объединения — создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях. Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных учебных курсов. Специфика организации состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность.

Специфика обучения в студии заключается в сочетании: учебных, экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей, изучение и использование новых приемов в искусстве), практических и производственных (оформление выставок) задач индивидуальных, групповых и коллективных форм организации занятий.

Студию отличает четкая ступенчатость по уровню подготовленности: младшие, старшие. В деятельности студии преобладает самостоятельная работа детей под руководством педагога  с его помощью. Во главе студии стоит мастер, который на высоком уровне может продемонстрировать свою работу. Помимо обучения в студии проводится большая общественно — полезная работа, учебные занятия сочетаются с творческой практикой. Деятельность студии отличает высокое качество творческого «продукта» детей. В организации деятельности студий может участвовать общественный коллегиальный орган (художественный совет).

Чем же для нас привлекательна эта форма работы?

Во – первых, привлекательность для детей и учителей участия в менее традиционных видов деятельности, нежели урок.

Во – вторых, ребенок является активным участником педагогического процесса.

В третьих, праздничные мероприятия – это совместная деятельность педагогов и учащихся, это творческий процесс, увлекающий как одних, так и других. Предметные кружки как одна из форм развития творческих способностей учащихся.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек  воспитать которого мы стремимся.

В своей педагогической деятельности я использую индивидуальный подход,  проектирование процесса обучения осуществляется на основе учета интересов и особенностей младших школьников.

Эффективно усваивают младшие школьники самостоятельные и творческие задания на уроках труда и рисования, сконструированных по методике И. П. Волкова. В основе предложенной конструкции лежит блочно-параллельный процесс обучения, смысл которого заключается в использовании межпредметных связей с целью научить ребенка видеть общее в различном и различное в общем.

 Организуя обучение творчеству, И. П. Волков исходит из следующих положений. Во-первых, школьник не может создать оригинальный продукт, не имея необходимых знаний, умений и навыков. Целесообразно предлагать школьнику такие практические задания, которые наиболее полно использовали бы имеющиеся у него знания. Во-вторых, работы должны выполняться грамотно. Грамотность — это правила. Знание правил и умение их применять на практике дают мастерство. Мастерство — это квалификация. В-третьих, младший школьник не может сделать грамотно многоплановую творческую работу. Поэтому творчеству в начальный период целесообразно учить постепенно, т. е. выполнять работу с элементами творчества. В-четвертых, творческая деятельность школьника тесно взаимосвязана с самостоятельной деятельностью.

Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде.

Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий (примеры проектов: «Женский образ в искусстве», «Образ моря в искусстве», «История одного предмета: печь, сундук, кукла, утюг и др.») и создают конечный продукт своего творчества.

Во время дискуссии в студии формируются следующие УУД: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.

Игры в студии стимулируют активное участие ребят в учебном процессе и вовлекают даже наиболее пассивных.

В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, ответственность.

 

                                                  Литература

1.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А.Горского, 2-е издание. – М. : Просвещение, 2011.
  2. Программы внеурочной деятельности. Система  Л.В. Занкова. Сост. Е.Н.Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 144 с.
  3. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. – М. : Просвещение, 2011. –
  4. Волков, И.П. Учим творчеству. — М.: Просвещение, 1986.
    6. Волков, И.П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения. – М.: Просвещение, 1990.

 

 

postheadericon Интеграция как форма внеурочной деятельности

Н.В.Кадочникова,

 МАОУ-НОШ№5, г. Среднеуральск

Интеграция как форма внеурочной деятельности

 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность обучающихся рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей  школьного возраста.

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

В образовательных учреждениях наблюдается тенденция по подмене понятий  внеклассной, внешкольной, воспитательной работы внеурочной деятельностью. Это одна из главных проблем, на мой  взгляд.

Все виды внеурочной деятельности должны быть  ориентированы на воспитательные результаты, то, что стало непосредственным итогом участия школьника во внеурочной   деятельности.

Для этого я использую ресурсы «Клуба досуга и занятости детей и молодёжи «Молодые резервы»

Основное направление деятельности Формы деятельности

 

Уровни воспитательных результатов

 

Первый уровень Второй

уровень

Третий уровень
Эколого-биологическое

(Объединение краеведение «Искатели)

 

 

 

 

 

 

Поход на Северскую писаницу

 

 

 

 

+

 

 

+

 
Физкультурно-спортивное

 

Участие в соревновании « Папа, мама, я – спортивная семья» и

кроссе нации- 2013

     

 

+

 

Художественно-эстетическое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объединение «Театр миниатюр»

 

 

 

Игровые занятия, мини – спектакли. Участие в городском конкурсе чтецов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

   

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

Кружок «Разноцветный мир» Цикл занятий

« Все цвета, кроме чёрного» —

Занятия по адаптации первоклассников

Объединение «Русская традиционная кукла» Участие в I Областном

детском фестивале традиционных уральских ремёсел

« Городок мастеров»

«  Мир книги » « Встречи с детскими писателями и их книгами».

Участие в конкурсах рисунков, фотоконкурсах.

         

 

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности ( физкультурно-спортивное, эколого-биологическое, художественно-эстетическое, научно — познавательное), в том числе через такие формы, как экскурсии,  кружки, секции,   олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.

Интеграция общего и дополнительного  образования  детей становится одним из важных условий реализации  ФГОС НОО, так как  приводит к качественно новому результату.

При организации внеурочной деятельности  одной  из перспективных моделей интеграции общего и дополнительного образования служит сетевое взаимодействие образовательных учреждений.

Условиями осуществления интеграции могут служить:

— анализ потенциала учреждений дополнительного образования детей в предоставлении дополнительных образовательных услуг;

— анализ возможностей ОУ в реализации внеурочной деятельности;

— построение содержательной линии образовательных программ основного и дополнительного образования.

 

 

Вышеизложенные аргументы подводят нас к рассмотрению интеграции с точки зрения целенаправленности. Т.е. должна выстроится деятельность детей таким образом, чтобы одна  ситуация или проблема, объединяя как можно больше занятий во внеурочной деятельности, была направлена на достижение конкретной и конечной цели. При этом каждое занятие во внеурочной деятельности несколько трансформировалось, приобретало дополнительную функциональную нагрузку. Теперь это не просто «определённая сфера знаний, деятельности или представлений» [4], но, с одной стороны, средство реализации задач (инструментальная функция), а с другой, — объект взаимодействия (объективная функция). Этот вывод преобразует не только теоретическое понимание процесса деятельности, но заставляет осуществлять целенаправленные поиски связей между занятиями внеурочной деятельности и преобразовывать их содержание.

Занятия в нашем объединении имеет возможность развивать у детей исследовательскую и коммуникативную способность, учат наблюдать природу, изучать историю. Инструментальная функция этого клубного объединения сводится к обогащению детского кругозора информацией о здоровом образе жизни, русских традициях, подвижных играх и т.д., а также накоплению опыта практического освоения окружающего пространства, расширению опыта ориентировки.

Объективная функция этого объединения уже другая –  проведение специальных упражнений на развитие ориентировки в пространстве, подвижных игр и занятий, закрепляющих знания об окружающем мире, а также усвоение ребёнком предметных действий. Теоретическое понимание возникающей связи создаёт предпосылку к поиску взаимопроникновения  их функций, и, следовательно, к созданию интеграционного пространства в полном смысле этого слова.

В философии Г. Спенсера интеграция означает «превращение распылённого, незаметного состояния в концентрированное, видимое, связанное с замедлением внутреннего движения» [6]. Именно интеграция способна сделать явной для ребёнка суть  взаимосвязи  или отношения взаимозависимости нескольких явлений, рассматриваемых в разных образовательных областях или тематических блоках, что практически невозможно достичь в рамках предметного подхода. Только интеграция создаёт условия для формирования не статического понимания мира (приемлемое для предметного мышления), но, напротив, динамического, движущегося, способного к трансформации и моделированию.

На сегодняшний день вопрос о применении интеграции во внеурочной деятельности обсуждается и до сих пор остаётся открытым.

Одни педагоги сходятся в мнении, что интеграция должна объединить разные виды деятельности в некие «синтетические блоки»
(Д.Б. Богоявленская), другие считают, что интегративный процесс взаимодействия педагога и детей должен осуществляться на определённую тему и в течение одного дня (Л.В. Трубайчук). ФГОС ООН предписывает не только осуществлять интегрированное взаимодействие, но также планировать и диагностировать тоже с позиции интеграции. Проведя анкетирование среди родителей, мы предложили приоритет того или иного направления и получили результаты, которые показали такой выбор направлений:

Спортивно – оздоровительное – 80 %

Художественно – эстетическое – 50%

Общеинтеллектуальное – 70 %

Общекультурное – 60%

Духовно – нравственное – 60%

Невозможно достичь реального результата без определённого порядка взаимодействия. С чего же начинается этот порядок?

Поддерживая точку зрения М.В. Телегина [6], и опираясь на теорию
Л.С. Выготского о «зонах ближайшего развития» — подтягивание психического развития вслед за обучением. Я считаю, что зоной ближайшего развития должна быть   деятельность максимально насыщена интегративными связями.

Итак, интеграция как форма внеурочной деятельности  младших школьников – это известное явление в новом, творческом варианте, предполагающее целенаправленность и трансформацию вступающих в интеграционное взаимодействие блоков. Это возможность показать ребёнку суть возникающих между предметами и явлениями связей и отношений. Это начало аналитического интереса, стремления увидеть в обычных вещах нечто новое или проблемное. Но и в творчестве должен быть определённый порядок, начало, которое позволит педагогу методически правильно организовать взаимодействие с детьми. Таким началом может стать непосредственно-образовательная деятельность как зона «ближайшего развития» школьника.

Целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены различные направления для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход во внеурочной деятельности.

Следовательно, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему на основе планирования и диагностирования выступает во внеурочной деятельности ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становится совместная со взрослыми, и самостоятельная деятельность детей. А так же распределение по трём уровням воспитательных результатов.

Я уверена, что через организацию внеурочной деятельности, в том числе интегрированной деятельности кружков различной направленности, раскрываются скрытые внутренние силы ребенка, заложенные в нем Природой, происходит открытие его глубинных потенциалов. От того,  как начнёт формироваться новый для  младших школьников теоретический тип мышления, позволяющий исследовать и понимать сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки, от того,  как будут сформированы такие личностные качества, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, ответственность за полученные результаты, желание и умение учиться, зависит в дальнейшем решение задач предпрофильного, профильного, профессионального и, самое главное, жизненного самоопределения.

«Предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если всё, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а всё, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться», — Я.А. Коменский.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абионова Н.М. Интеграция в образовании /Методика преподавания интеграционного курса (литература, изобразительное искусство, компьютерные технологии) в диалоге культур: методическое пособие по курсу [Электронный ресурс] / URL: http: // ido.tsu.ru.
  2. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
  3. Общего образования» // Управление начальной школой. – 2011 — №8. – с.60 -69
  4. Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса // Начальная школа Плюс До и После. – 2011. — № 10. – С. 1-7
  5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь [Электронный ресурс] / Сайт «Онлайн-словари».URL: http: dict.t-mm.ru .
  6. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Сайт словарей и энциклопедий «Толковый словарь русского языка».URL: http: // tolkslovar.ru.
  7. Янчук В.А. Интегративно-электический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь – справочник [Электронный ресурс] / Научный интернет-журнал. URL: http: // vocabulary.ru.