Фестиваль педагогических приемов «Школьный конструктор опыта»

В августе 2019 года на педагогическом совете было разработано  и утверждено положение о фестивале педагогических приемов.

Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении студентов, повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний обучающихся.

При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это обучающимся для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса к предмету и к себе лично.

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий педагог тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только педагогические.

В течение 1 четверти 2019-2020 учебного года учителя  оформляли педагогические приемы, применяемые ими на уроках, в форме методической карточки для общей картотеки «Школьный конструктор опыта»

В основу фестиваля положены  пять основных принципов педагогической техники А. Гина.

Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

Принцип открытости – не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Принцип деятельности – освоение учениками знаний, умений и навыков преимушественно в форме деятельности.

Принцип обратной связи – регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Принцип идеальности – максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.

В школьном фестивале педагогических приемов «Школьный конструктор опыта»  в  рамках проекта «ЖуГуК» приняли участие 32 учителя, которые представили педагогические приёмы, используемые ими на определенных этапах урока.

В основе организации учебного процесса в современной массовой школе лежит деятельностно-компетентностный подход, где ключевая фигура — учитель, а главное действующее лицо — ученик.

Учитель-мастер, виртуоз, как по нотам, играет свой урок, пользуясь своими «секретами» — приемами управления классом, поддержания дисциплины и внимания, эффективной проверки знаний и др.

Педагоги школы представили проверенные на практике приемы педагогической техники, позволяющие связать фрагменты урока в начальной школе в единую сеть, обеспечив его логическую стройность.

Творчески и ответственно оформили  методические материалы 12 учителей  (Астафьева Л.А., Гребнева М.А., Дружинина И.Л., Белякова Н.В., Бутакова О.В., Добрынина Г.Н., Рябкова Г.А.. Пташкина Е.А.. Деина Е.А., Рон Н.В., Кадочникова Н.В., Гацкая Е.А.).

 

Всего представлено приемов  73 приема педагогической техники.

На этапе мотивации и  актуализации знаний 25 приемов, в.т.ч. наиболее используемые:

-ассоциативный ряд;

-лови ошибку;

-интрига;

– соберем рюкзак

На этапе объяснения и закрепления нового материала 22 приема, в.т.ч. наиболее используемые:

-волшебная коробка;

-верные и неверные утверждения;

-кластер;

-чтение с остановками;

-толстые и тонкие вопросы;

-шаг за шагом;

-реставратор

На этапе рефлексии, подведения и выявления трудностей изучения темы 25 приемов, в.т.ч. наиболее используемые:

-до и после;

-смайлики;

-рефлексивный экран (закончите фразу);

-синквейн;

-плюс, минус, интересно;

-корзина идей.

Использование описанных приемов в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.

Проблема, выявленная при проведении фестиваля – использование приемов на этапе объяснения нового материала.На этом этапе урока учитель не просто излагает учебный материал, проверяет усвоенное содержание, задаёт вопросы, а организует деятельность учащихся по освоению нового в процессе работы с различными источниками информации, используя различные интерактивные приемы.

Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

 

06.12.2019 года

Заместитель директора по УВР        Тагиров Ф.Р.

 



Опубликовано Декабрь 24, 2019 admin в категории "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *